Финансовый рынок диктует банкам новые условия работы с клиентами. Если вчера компании делали упор на качественный клиентский сервис, то сегодня для удержания и привлечения клиентов приходится работать во всех направлениях: не только опираться на сервис, но и предоставить клиенту максимальное количество продуктов, которые можно приобрести в одной экосистеме. В условиях жесткой конкуренции выигрывают крупные игроки рынка с широким набором банковских продуктов.

Крупнейшие банки не ограничиваются кредитами и вкладами. Продуктовый портфель растет пропорционально потребностям клиентов. Для каждого продукта приходится разрабатывать индивидуальные правила, важнейшим из которых является оценка профиля клиента. Большое количество продуктов зачастую порождает рост числа и видов систем и программ. Еще один источник появления избыточных систем – объединение банков. Из-за большого количества разных источников данных и списков ответственным сотрудникам приходится выполнять множество запросов и проводить оценку каждого из них. Это влечет как финансовые риски, так и низкую эффективность процесса предоставления услуг.

Старт проекта

Банк «Открытие» — один из ведущих российских банков. Если посмотреть на его историю, видно, сколько изменений произошло с банком за 15 лет, какое количество систем используется в бизнес-процессах и какой объем информации они хранят. При таком количестве разрозненной информации блоком рисков было принято решение создать систему, которая могла бы консолидировать различные данные с целью повышения качества оценки клиентов.

Основной задачей проекта стало создание единого рабочего стола для верификаторов, единого поискового интерфейса, единого хранилища негативных списков и единой точки входа для интеграции с рядом внешних источников. Ключевая цель в части оценки профиля клиентов — сокращение ручного труда за счет максимальной автоматизации процессов сбора и анализа информации, включая минимизацию человеческого фактора.

Чтобы решить эту задачу, банк «Открытие» вместе с компанией FIS в 2019 году разработали соответствующую систему. Ключевой особенностью проекта стало то, что практически все работы выполнялись силами банка, а компания ФИС была привлечена только для создания интерфейса одного из модулей системы. На старте проекта со стороны банка было привлечено 6 ИТ-специалистов и руководитель проекта, такая же команда была собрана от компании ФИС. Целевой платформой для разработки нового продукта стал low-code конструктор бизнес-приложений Case Platform.

Результат

Благодаря совместной работе банка и компании ФИС работы по созданию базовой версии системы были выполнены за 6-8 месяцев. За это время спроектировано хранилище системы, создано рабочее место пользователя, автоматизированы алгоритмы оценки профиля клиентов по различным продуктам, широкие инструменты учета и администрирования списков, реализован целый ряд интеграций (например,43 метода СПАРК, ФССП, виды сведений СМЭВ), в том числе появилась единая точка входа для других систем банка. Все работы по интеграции выполнены специалистами банка «Открытие».

Благодаря low-code платформе FIS и использованию методологии agile новая система была оперативно реализована на основе функциональных требований банка, а не детального технического задания с большим количеством итераций. Решение было спроектировано по принципу WYSIWYG (what you see is what get), что позволило на всех этапах создания системы оперативно вносить корректировки и тестировать гипотезы.

С помощью технологии low-code настраивали все процессы аналитики-проектировщики без привлечения программистов. Это позволило увеличить скорость обработки информации и сократить time-to-market.

Большие шаги в сторону low-code

Американская компания по исследованию рынка Forrester прогнозирует для мирового рынка low-code платформ среднегодовой темп роста – 45% (CAGR). Тренды рынка финансовых технологий неумолимо быстро смещаются в сторону гибких систем для разработки приложений. Банкам сегодня нужна не очередная система, которую необходимо внедрить в бизнес-процессы. Необходима платформа, где все многообразие систем можно привести к единому целому и упорядочить работу всех подразделений. Time to market – ключевое преимущество low-code решений. Больше нет необходимости привлекать большую команду вендора, так как разработкой системы могут заниматься внутренние специалисты. На данный момент все работы по развитию своей системы банк «Открытие» проводит самостоятельно. От компании ФИС к работе подключены два аналитика-проектировщика, которые занимаются верхнеуровневым сопровождением системы (4-й уровень поддержки), проводят консультации по работе с Case Platform.

Алена Поморцева — начальник отдела риск-технологий, управление технологий аналитической обработки данных, департамент IТ-развития, банк «Открытие».
Материал из источника https://bosfera.ru/bo/pochemu-izbytochnost-sistem-v-banke-eto-problema

Обсудить идею или проект

Ответим уже сегодня