Специфика управления операционными рисками в банке связана с жесткими требованиями регулятора, обязательными к соблюдению, а также внутренним регламентом учреждения, который также необходимо исполнять. Успешно решить эту задачу можно при наличии эффективного ПО, обеспечивающего автоматизацию рабочих процессов.
Что такое операционный риск по закону
Понятие раскрыто в п. 4.1 Приложения № 1 к Указаниям Банка России от 15.04.2015 N 3624-У. Этот термин обозначает прямые и непрямые потери банка из-за несовершенств, ошибок во внутренних процессах учреждения; из-за действий сотрудников, а также других лиц; внешних событий либо сбоев систем. Упоминаются такие разновидности оперрисков:
По нормам Положения Банка России от 08.04.2020 N 716-П «О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе» все банки обязаны применять автоматизированную СУОР (систему управления операционными рисками). Этот НПА вступил в силу, начиная с 1-го января 2022 г. В Положении Банк России утвердил достаточно жесткие требования к процедуре организации системы управления, включая процессы разработки и последующего внедрения. Дополнительно регулятор классифицировал события подобных рисков для кредитных организаций.
716-П вводит в действие новые требования к следующим факторам:
Какие ключевые требования утверждает Положение 716-П
В целях организации управления операционными рисками НПА классифицирует такие типы рисков:
По законодательным нормам система управления операционными рисками в банке в обязательном порядке должна включать нижеперечисленные элементы:
Согласно нормам главы 2 установлены такие процедуры управления оперриском:
Качественная информационная система, полностью соответствующая требованиям № 716-П, в состоянии обеспечить высокий уровень управления (оценка, анализ и контроль) оперрисками в любом банке. Подобные ИС обычно представлены в виде отдельных программных продуктов, адаптированных специально под финансовый сектор.
Как определить эффективные программные решения для управления рисками: основные критерии
Риск-менеджмент операционных рисков представляет единый процесс управления подобными явлениями, который направлен на обнаружение, устранение ошибок, сбоев в работе. Основная цель интеграции СУОР в банковскую инфраструктуру – это реализация таких функций, что будут соответствовать жестким требованиям Центробанка. Не менее важна способность продукта быстро реагировать на возникающие риски. Если скорость будет недостаточно высока, неизбежен кризис, а также сопутствующие ему явления. Даже при внешнем соблюдении нормативных требований Банка России.
В заданных условиях всех устроит такая программа, в которой предусмотрен весь жизненный цикл обработки оперрисков – с момента первичного выявления, сопровождающегося регистрацией в ПО, до момента закрытия с отражением возможных потерь и расходов банка. Подробная классификация всех возможных событий и рисков, как того требует регулятор, увеличивает качество контроля за рисками. Если есть необходимость, справочники можно расширять с учетом банковских потребностей.
Современные платформы полностью автоматизированы, способны адаптироваться под специфику любого бизнеса. Решение предусматривает возможность интеграции процедур риск-менеджмента в операционное управление банка. Благодаря этому возможно уменьшение уровня ошибок, неизбежных при «ручном» труде. Корректно функционирующая СУОР снижает число событий. Следовательно, укрепляется репутация самой компании, сокращаются объемы издержек и резервов на устранение негативных последствий.
FIS Управление рисками: рабочие возможности и преимущества
Основной инструмент управления операционными рисками в коммерческом банке – это автоматизированное ПО от разработчика ИТ-решений для представителей финансового сектора FIS. Данный информационный продукт создан на базе No-code. Программа полностью соответствует нормативным требованиям № 716-П, подходит для внедрения с минимальными затратами в любом предприятии.
Система FIS Управление рисками предназначается для уточнения, анализа, контроля и предотвращения рисков, присущих банкам. Главная отличительная черта сервиса в том, что он позволяет учитывать все риски по № 716-П и дополнительные риски, имеющиеся у конкретного заказчика. Процесс управления полностью автоматизирован.
Классификация по типам рисков выполняется с учетом направления деятельности бизнеса. В целях точной идентификации FIS СУОР позволяет выстраивать взаимодействие между отдельными подразделениями учреждения и головной организацией. Результат достигается путем передачи соответствующих сообщений по обнаруженным департаментами событиям.
Возможности решения FIS Управления рисками:
Ключевая задача развития корпоративной системы заключается в соблюдении требований Центробанка и одновременно в соответствии внутреннему регламенту учреждения. Текущая версия продукта обеспечивает исполнение всех действующих норм, учитывает практический опыт внедрения решения в ведущих банках России.
Решение FIS разработано на платформе No-code. За счет гибких настроек допускается интеграция продукта с большинством внешних систем, к примеру, с учетной или другой. Управление параметрами модулей приложения выполняется с учетом пожеланий заказчика, его вида деятельности, требований бизнес-проекта. Для работы с продуктом более не требуется знание языков программирования или оплата труда «дорогих» IT-разработчиков. Автоматизация осуществляется собственными силами посредством использования встроенных конструкторов.
Ответим уже сегодня