Владимир Залеский, управляющий партнер FIS: «Если бизнес хочет быть эффективным и конкуретноспособным, то коробочные решения исключены. Важна максимальная кастомизация под заказчика»
FIS Platform второй год подряд занимает высокие места в рейтинге Low-code от Market.CNews. Разработчик платформы — FIS. Компания является резидентом Сколково и реализовала уже более 400 проектов. О своем видении рынка Low-code решений, экономике проектов и вопросах импортозамещения рассказывает Владимир Залеский, Управляющий партнер FIS.
Market.CNews: Одним из наиболее актуальных вопросов и трендов текущего года является тематика импортозамещения: как Вы можете оценить потенциал российского рынка low-code систем в данном направлении? Насколько, на Ваш взгляд, сейчас перспективно использование low-code платформ вместо ушедших иностранных продуктов?
Владимир Залеский: Рынок low-code систем рос стремительными темпами еще до ухода иностранных компаний из России — более чем на 50% в год. Данный тренд сохраняется: эта динамика стала даже выше из-за того, что российский рынок стал посвободнее после решения некоторых западных игроков его покинуть. Дальнейшие перспективы оцениваю положительно — темпы прироста рынка близки к х2, может быть, х3, исходя из сложившейся конъюнктуры.
Market.CNews: Назовите ставшие наиболее популярными системы, которые запрашивают сейчас клиенты? По Вашей оценке, как резко вырос спрос на CRM и ЭДО?
Владимир Залеский: Количество запросов на всевозможные системы от финтеха и других секторов экономики, например, промышленности, бесспорно выросло. Нам регулярно поступают запросы на замену CRM, а также ряда западных аналитических решений.
По ЭДО заметного скачка не наблюдаем, по CRM — да, если воспринимать CRM как широкое понятие всего, что связано со сквозной автоматизацией клиентского обслуживания. Речь идет про замену решений Oracle, как, например, Siebel, или решений Microsoft — как Microsoft Dynamics, или же решения от SAP, как SAP HR. Везде где объект автоматизации — клиент. И если обозначить это как широкий класс CRM, то, однозначно, спрос вырос.
При этом в контексте импортозамещения я бы не сказал, что произошло фокусирование на ЭДО. В России достаточно давно присутствуют российские решения, которые неплохо себя зарекомендовали. И их много по разным ценам в зависимости от желания заказчика.
Другой момент — все больше клиентов приходят с запросом на реализацию своей специфики, их не устраивает коробочное решение, им важно получить более глубокую автоматизацию в части оптимизации электронного документооборота.
В целом запросов на разработку систем стало больше — возможно, в том числе из-за того, что многие компании столкнулись с большой сложностью доработки текущих решений. Это связано с дефицитом кадров, с их миграцией за рубеж, с политикой импортозамещения, с сокращением бюджетов на не российские системы, особенно в госкомпаниях. Плюс появился определенный карт-бланш по использованию российских ИТ-продуктов.
Если говорить про опыт нашей компании, мы всегда наблюдаем стабильный спрос на наши традиционные флагманские решения. Так, количество запросов на них увеличилось в этом году на 30-40% — на кредитный конвейер для физических и юридических лиц, систему принятия решений, collection.
Востребованность последней особенно растет — банки стали более пристально следить за качеством кредитного портфеля в текущих условиях. Коллекшн-системы — это проактивный инструмент, который позволяет управлять как качеством портфеля, так и объемов резервов.
Сейчас на рынке только у FIS есть промышленный развитый collection со всеми требуемыми функциональными характеристиками, которые полностью отвечают новым вызовам. Каких-то альтернатив не осталось — их держатели, западные компании, покинули российский рынок.
Market.CNews: Как Вы могли бы охарактеризовать изменение спроса на входящую в реестр российского ПО no-code платформу Вашей компании — FIS Platform — за последний год?
Владимир Залеский: Если раньше наличие ИТ-продукта в реестре российского ПО было как декларатив, то сейчас это стало императивом. В настоящее время при выборе системы 8 из 10 заказчиков в первую же очередь спрашивают, есть ли платформа в реестре Минкомсвязи РФ.
Начинают появляться заказчики, которые фактически разделяют наши ценности и понимают, что мы позиционируем платформу не как framework, на котором мы разработали условное коробочное решение и предлагаем заказчику, а как очень гибкий инструмент для построения больших корпоративных систем, в том числе и при участии заказчика.
Платформа позволяет им полноценно решить такие актуальные проблемы последнего десятилетия, как: жесткая нехватка профессиональных программистов, необходимость цифровой трансформации и постоянная автоматизация бизнеса, а также сохранение бизнес-значимых технологий в периметре самого заказчика.
Клиенты понимают, что платформа — это среда разработки, на которой можно заниматься разработкой не профессиональными программистами, а аналитиками-проектировщиками или аналитиками-технологами. Эти ресурсы всегда есть на стороне заказчика, либо же нет сложности их найти и провести обучение.
Эти специалисты — так называемые citizen developers — гораздо ближе к бизнесу, чем просто программисты. Они разрабатывают системы, которые изначально более четко соответствуют требованиям бизнеса.
При классическом подходе между программистом и заказчиком нужны бизнес-аналитики, которые очень хорошо представляют бизнес-задачу. В нашем случае сверхъестественных требований к таким сотрудникам нет — весь производственный штат разработчиков на платформе может общаться с бизнесом на одном языке. Таким образом, появились клиенты, которые понимают все преимущества нашей no-code платформы как конструктора приложений, и у нас накоплен большой портфель подобных успешных кейсов.
Market.CNews: На Ваш взгляд, при внедрении корпоративного ПО экономическая привлекательность low-code систем является их основным конкурентным преимуществом?
Владимир Залеский: Экономическая привлекательность — не единственный важный критерий востребованности. В приоритете — решение болей или проблем заказчиков в части возможностей проведения автоматизации. У организаций вне финтеха не настолько хорошо развито ИТ-направление внутри, чтобы они внутри могли построить product vision и разработку своих продуктов самостоятельно.
Если бизнес или какая-то организация, цель которой — не разработка ПО, пытается быть и ИТ-компанией, и бизнес-ориентированной компанией, это не у всех это получается, процент неуспешных историй превалирует над успешными. И в этом ключе использование low-code / no-code платформ позволяет решать такие задачи максимально успешно.
С одной стороны, есть ИТ-компания, которая разрабатывает весь функционал платформы и ее атомарные сущности, у которой есть свой product vision и постоянная поддержка этого ядра, этого продукта. С другой стороны, сам заказчик начинает реализовывать свои идеи с помощью данного инструментария.
Ключевая ценность в том, что мы такую возможность предоставляем, и она успешна. Отсюда вытекают остальные — разработка возможна непрофессиональными программистами, что снижает расходы и облегчает адаптацию специалистов. И нет пропасти между бизнесом и ИТ. Вероятность успешности таких проектов повышается.
Можно декларировать, что 9 из 10 проектов точно будут выполнены. Это основные ценности. При этом экономическая привлекательность означает, что создаваемые на платформе решения многократно не переписываются, и, конечно, заказчик начинает кратно экономить на стоимости цикла производства решения внутри себя, на стоимости специалистов и на их доступности.
Дело не в том, что при получении платформы вы можете сэкономить — а вы можете за тот же бюджет стать гораздо эффективнее, иногда кратно.
Market.CNews: Что, по Вашему мнению, более востребовано у заказчиков: low-code или no-code решения?
Владимир Залеский: Я бы не стал проводить четкую границу между ними — это больше зависит от требований и восприятия заказчиком. Если рассматривать оба направления, все зависит от задачи.
Полностью no-code система имеет определенные ограничения и представляет собой готовое решение, заточенное под какой-то бизнес-процесс с ограниченной возможностью манипуляции. Такие решения десятилетиями существуют на рынке, их ядро невозможно дорабатывать, но они имеют достаточно высокую гибкость настройки в вариабельности настроек внутри предзаготовленных функций.
Крайность же low-code заключается в том, что это hard code написанное приложение, где какие-то фичи вынесены на уровень настройки пользователей и не слишком отличаются от классических систем.
Золотая середина — возможность 80-90% делать без программирования и при необходимости подключить разработчиков там, где возникают сложные задачи. И то, и другое эффективно, нужно находить баланс.
Market.CNews: Насколько сейчас FIS Platform отличается от конкурентных российских решений по своей функциональности?
Владимир Залеский: Если брать чисто технические вещи, мы считаем, что шагнули далеко вперед российского рынка. Потому что мы все время конкурировали с западными решениями и считаем, что по многим вопросам их тоже опережаем. Из свежих фич платформы можно отметить: геокластеризацию, down time практически нулевой — при обновлении приложений для пользователей это не будет заметно, командная работа, CI/CD — процесс доставки обновлений качественно проработан и решен.
Кроме того, использование таких особенностей, как инсталляции микро-платформы в виде контейнеров в FIS Platform, позволяют очень сильно снизить требования к серверному оборудованию и к СХД. Сейчас эта проблема весьма актуальна, так как в текущей ситуации логистическая структура поставок в Россию нарушена — российский рынок испытывает дефицит «железа», который в краткосрочной перспективе будет нарастать, особенно в части СХД.
По всем перечисленным аспектам решение проблем реализовано в ядре нашей платформы. В альтернативных конкурентных решениях такой функциональности либо совсем нет, либо она только декларируется, но реально не подтверждается на практике.
Market.CNews: Какие решения — коробочные или кастомизированные — превалируют в реализованных проектах FIS?
Владимир Залеский: Парадигма наших проектов построена на том, что помочь заказчику в достижении основных бизнес-показателей при реализации проекта. Мы приходим и говорим: либо ставим коробочную конфигурацию, исходя из нашей многолетней бизнес-экспертизы в части банковских направлений, и дальше наращиваем вместе с банком компетенции, проводим развитие и кастомизацию этой конфигурации, либо сразу начинаем делать кастомный проект и максимально адаптируем его под потребности банка.
Мое личное убеждение — если бизнес хочет быть эффективным и конкуретноспособным, просто путь «коробок» (когда заказчик просто хочет приобрести «коробку») исключен. Коробочные решения представляют собой простой способ автоматизации первого уровня самых крупных задач на стороне бизнеса, быстрый старт. Но в дальнейшем на первое место выходит максимальная глубина кастомизации под заказчика, потому что нет одинаковых бизнесов.
Даже в банковском секторе каждый банк отличается друг от друга очень сильно с точки зрения внутренних процессов бизнеса. Побеждает тот, у кого издержки постоянно уменьшаются, прибыль постоянно растет. Это можно делать только при непрерывном цикле оптимизации и автоматизации бизнес-линий на стороне заказчика.
Market.CNews: Какие кейсы FIS считаете наиболее яркими за последний год?
Владимир Залеский: Если говорить о конкретных кейсах, за 2021-2022 годы нашим самым масштабным проектом стал запуск конвейера автокредитования и системы управления партнерами на базе no-code платформы FIS Platform в РГС Банке.
В нем мы использовали огромное количество новых технологических свойств:
- развертывание на 24 ноды,
- удобное обновление с точки зрения CI/CD каждой ноды со своей функциональностью,
- готовность работы нашего решения с огромным объемом данных,
- логическое разделение решения с точки зрения бизнеса на различные составляющие — фронт-офис, система управления партнерами, кредитный конвейер, мобильное приложение,
- использование machine learning для распознавания документов и многое другое.
Технологически этот проект также стал нашим самым сложным за последние годы.
Кроме того, можно отметить внедрение в прошлом году автоматизированной системы управления операционными рисками в ПСБ. Для реализации требований положения №716-П банку было важно получить реально работающий инструмент с максимальным количеством автоматизированных процессов, который позволяет значительно снизить объем финансовых и репутационных потерь в долгосрочной перспективе. С точки зрения управления операционными рисками в России наше решение является наиболее передовым, в котором были не просто учтены сложные требования регулятора, а создана новая полноценная система управления риском в большом промышленном банке.
Market.CNews: Работая с банковским сектором многие годы, как Вы можете оценить изменения их ИТ-стратегии последних лет: предпочитают ли они наращивать собственный штат ИТ-разработчиков или же делать ставку на покупку готовых продуктов и аутсорсинг вендоров?
Владимир Залеский: Все идет по спирали:
- Лет 6-7 назад все говорили про облачные решения и про передачу множества задач сторонним аутсорсерам, оставив внутри только значимые процессы и технологии и дорабатывая их самостоятельно.
- В последние же 3-4 года большинство стало считать, что разработка должна развиваться в том числе и внутри, потому что финансовый рынок высокотехнологичный.
Наши клиенты постоянно работают с деньгами, транзакциями, скоростью, безопасностью — банковский рынок — кровеносная система экономики, где очень высокие требования ко всему. Резонно, что банки какие-то задачи, попробовав решать коробочно или сервисными компаниями, стали все-таки реализовывать изнутри своими силами.
События этого года только подчеркнули справедливость ставки на самостоятельность заказчиков — если какой-то контрагент вдруг уходит с российского рынка, не зависеть от его уникальности. Мы же предлагаем клиентам всю нашу экспертизу и поддержку разработки продукта в виде атомарных сущностей, а дальнейшую их сборку в приложение передаем заказчику.
Мы считаем такой тандем наиболее эффективным, который будет отвечать потребностям рынка в ближайшие 5-10 лет.
Market.CNews: Как, на Ваш взгляд, будет развиваться тренд на low-code / no-code в России в ближайшие 2-3 года?
Владимир Залеский: По оценке Gartner, в ближайшие годы low-code / no-code технологии будут использоваться в 80% разработки ИТ-продуктов. Думаю, что Россия не отстанет от этого мирового тренда, а, возможно, по каким-то направлениям мы будем развиваться быстрее из-за различных вызовов. Поэтому востребованность будет только расти.
Вам может понравиться
Обсудить идею или проект
Ответим уже сегодня