В 2016 году рынок факторинга набирал обороты, чтобы в последующие 5 лет расти с показателем более 30% год к году. Данный рост был вызван несколькими причинами: увеличением количества игроков на рынке факторинга и выходом факторов на новый технологический уровень оказания услуг, расширением отраслей применения факторинга, а также ростом процента использования факторинга крупными холдингами для развития сети контрагентов.
Решение о старте нового бизнес-направления в описываемом банке было принято в ответ на запросы крупных корпоративных клиентов, которые либо на тот момент уже использовали факторинг, либо планировали начать.
Факторинг — комплекс услуг по финансированию под уступку права денежного требования. С помощью факторинга продавец может получить деньги за свои товары/услуги от посредника (фактора) еще до того, как покупатель ему заплатит.
По словам эксперта в области разработки и продвижения финансовых продуктов Марины Стешиной, специалиста с большим опытом реализации подобных продуктов в российских и западных банках, а также факторинговых компаниях:
«Запуск факторинга, как и любого другого финансового продукта, сопровождается подготовительным периодом аналитики рынка, целевой аудитории и ее потребностей, анализом ниш и текущих продуктовых решений конкурентов. Перед запуском важно просчитать возможные сценарии старта продаж, выстроить финансово-экономическую модель, а также детально изучить рынок автоматизированных систем для сопровождения операций факторинга».
Описываемый банк много лет является одним из лидеров в корпоративном банкинге, поэтому факторинг должен был быть ориентирован на поставщиков крупных компаний, осуществляющих большие объемы закупок (закупочный факторинг).
С помощью факторинга банк планировал увеличить маржинальный доход портфеля корпоративного сегмента, сохранив при этом прежний уровень риска без резкого увеличения операционных расходов на сопровождение. Решение данной бизнес-задачи требовало:
Концепция создаваемого продукта подразумевала финансирование большого количества поставщиков или покупателей крупной компании, на которую устанавливался кредитный лимит в банке.
Реализация такого подхода включала решение ряда основных задач. В их числе значились:
Сопровождение и исполнение такого рода операций в существовавших банковских системах предполагало использование большого количества ручного труда, что могло потенциально увеличить операционные затраты и снизить маржинальность сделок. Поэтому вопрос о внедрении автоматизированного факторинга стоял остро.
Банк планировал запустить новый финансовый продукт с минимальными затратами на старте проекта и в ходе его дальнейшего сопровождения. Было важно настроить процессы таким образом, чтобы они позволяли получать маржинальный доход даже с небольшими операционными затратами.
Задача стояла непростая, ведь факторинг должен был позволить проводить большое количество транзакций в рамках одного договора. «Ручное» обслуживание таких договоров потребовало бы ежедневной работы по меньшей мере четырех-пяти сотрудников банка, специально выделенных на эту задачу.
Помимо бизнес требований к автоматизации, специальное факторинговое программное обеспечение должно было стать составной частью общей банковской IT-архитектуры и удовлетворить следующим требованиям:
Для решения данных задач банк решил реализовать специальное программное обеспечение с нуля. С его помощью планировалось аккумулировать большое количество данных по контрагентам и условиям договоров, совершать сотни ежедневных расчетов в разрезе тысячи объектов и оперативно передавать данные об операциях в десятки банковских систем.
«Почему команда банка выбрала FIS? FIS предложил решение с продуманной архитектурой и понятными механизмами интеграции в IT-ландшафт банка», – рассказывает Марина Стешина, директор по развитию FIS.
Со стороны заказчика создание ИТ-решения для оказания финансовых высокого уровня потребовало:
Данная составляющая определяет более 60% успеха любого проекта, ведь именно длительные периоды принятия решений в проектах часто сбивают темп ведения работ по проекту.
Со стороны FIS, как вендора, совместно с командой банка были сделаны следующие шаги:
На создание системы с нуля потребовалось 9 месяцев от даты подписания договора до выплаты первого финансирования по сделке. Со стороны FIS в этом процессе принимали участие 10 человек, со стороны банка – от 5 до 13 специалистов (в зависимости от стадии проекта).
Совместными усилиями обеих проектных команд было создано более 1500 страниц технических требований к системе, описаний бизнес-процессов, отрисовано множество экранных форм. Итогами совместной работы стал масштабный программный продукт, который помимо основных необходимых в факторинге функций позволяет:
По итогу разработки команда банка получила автоматизированную и гибкую для последующих настроек и доработок, а также удобную в использовании ИТ-систему факторинга на базе low-code технологий. Правильно спланированный проект и сама автоматизация новой финансовой услуги позволили банку:
В результате данного проекта FIS смог
«Нашей целью была разработка максимально универсальной и гибкой программы факторинга, которая будет легко интегрироваться не только в банковскую систему, но также в IT-ландшафты компаний из нефтяной, металлургической и энергетической отраслей», – комментирует Марина Стешина, директор по развитию FIS.
Успешная реализация проекта подтверждена тем, что бизнес- и ИТ-задачи, заявленные в начале работы, были выполнены на 100%, а часть перевыполнена. Грамотная синергия экспертиз обеих проектных команд — как со стороны заказчика, так и разработчика — помогла разработать сложную, но удобную и масштабируемую систему факторинга, которая гарантированно позволит масштабировать бизнес в дальнейшем.
Ответим уже сегодня