Явление дебиторской задолженности возникает из-за временного разрыва между проведением сделки и ее оплатой. По сути это один из самых ликвидных активов предприятия в виде финансовых вложений в другую компанию. Процесс управления задолженностью помогает держать под контролем ее объем, не допускать длительного накопления долгов, уменьшать риски потерь и не утратить прибыль.
Дебиторка – это та сумма, что должны организации ее контрагенты, клиенты, сотрудники, государство. Кредиторка, наоборот, показывает объем обязательств компании перед другими лицами. В том числе к кредиторской задолженности еще относятся полученные займы и кредиты.
Появление и погашение любой задолженности – это обычная практика для бизнеса независимо от его вида деятельности. Однако без продуманной системы управления задолженностью компании грозят риски неисполнения обязательств, снижения ликвидности, убытков. Поэтому необходимо контролировать объемы, оборот долгов; следить за соотношением величины дебиторки и кредиторки; а в некоторых случаях взыскивать деньги в принудительном порядке.
Механизм ее появления очень прост: в ходе совершения сделки компания исполняет свои обязательства, а ее контрагент оплачивает поставку через какое-то время, то есть на условиях отсрочки платежа. Этот временной разрыв ведет к образованию задолженности: у одной стороны сделки – дебиторской, у другой – кредиторской. Такой долг может «закрыться» через несколько часов, дней; а может «зависнуть» в бухгалтерском учете на длительный период.
Дебиторка появляется в учете в следующий момент:
Просроченной задолженность становится при нарушении срока расчетов. Если время, отведенное на погашение долга, истекло, а платеж не поступил, говорят о возникновении просроченной дебиторки. Чтобы четко понимать, кто и сколько должен; какой срок просрочки, можно использовать программу управления просроченной задолженностью.
При формировании системы управления просроченной задолженностью, механизмов ее взыскания нужно учитывать вид обязательств. Классификация следующая:
При нормальном функционировании большая часть дебиторки относится к текущим краткосрочным долгам. Подобные ситуации не оказывают негативного влияния на бизнес, не тормозят его развитие, не приводят к образованию значительных убытков и потерь. Напротив, сомнительные и безнадежные долги означают для предприятия прямые денежные убытки. Такую задолженность невозможно взыскать, нет обеспечения гарантиями возврата средств. Следовательно, учреждение не получит прибыль, будет нести расходы по поискам способов взыскания, в результате останется без оборотных средств.
Когда у фирмы много долгов, возникает острая нехватка денег для своевременных расчетов с кредиторами, предприятие не может заниматься производством, закупать сырье, выдавать зарплату и оплачивать государству налоги. Как итог бизнесу может грозить банкротство. Чтобы обеспечить нормальную платежеспособность, нужно организовать автоматизацию управления задолженностью. Это целый комплекс важных мер, которые направлены на то, чтобы не допустить образование у компании безнадежных и сомнительных долгов.
В процесс управления могут входить предупредительные и взыскательные юридические мероприятия. Это в том числе следующие основные этапы:
Первые три перечисленных выше этапа помогают предотвратить и свести к минимуму просроченные долги. Чтобы управлять уже имеющейся дебиторкой, применяются следующие эффективные методики.
Работа с долговыми активами и обязательствами ведется для предотвращения безнадежных или сомнительных долгов. Чтобы управлять уже сформированной дебиторкой, выполняется автоматизация задолженности, применяются такие основные методы.
Это мероприятие проводится для подтверждения правильности отражения обязательств в программе для работы с задолженностью. Анализировать расчеты предприятию нужно перед представлением в контрольные органы годовой отчетности, во время реорганизации/ликвидации, для корректировки величины резерва по сомнительным долгам. При выявлении разногласий с контрагентами проводится сверка за нужный период. В ходе инвентаризации уточняется размер сомнительных и/или безнадежных долгов, формируется резерв, проверяется информация по уже списанной за баланс дебиторке.
В этом направлении ведется предупредительная работа. Ее суть состоит в анализе договорных условий, расчете срока погашения долгов, проверке исполнения графика расчетов, уточнении правильности оплат и отгрузок. При необходимости выполняется сверка с контрагентом, рассылаются информационные письма-напоминания о дате оплаты. Недобросовестным партнерам выставляются претензии. Процесс оборачиваемости можно упростить с помощью программы контроля просроченной задолженности. Сегментация осуществляется в разрезе отдельных контрагентов, договоров, по срокам и типам просрочки.
При выявлении уже просроченной дебиторки предприятию стоит предварительно оценить реальные затраты по ее взысканию. Неизбежны следующие виды расходов:
При оценке издержек нужно учесть примерные трудозатраты по взысканию долгов. Не исключено, что стоимость работы, объем потраченного времени будут несопоставимы с размером задолженности. Тогда имеет смысл определить минимальный порог дебиторки, за которую стоит бороться, и взыскивать через суд только долги выше установленного лимита.
Возможно, кредитор не погашает долг из-за того, что инициировано банкротство. В таком случае нужно успеть попасть в реестр кредиторов. Чтобы исключить подобные ситуации, нужно удостовериться в платежеспособности покупателя. Информацию о банкротстве можно посмотреть в федреестре или в картотеке арбитражных дел. Сведения о ликвидации, реорганизации предоставляет специальный налоговый сервис «Прозрачный бизнес».
В этом процессе задействованы не только финансисты и бухгалтеры предприятия. Для управления и автоматизации просроченной задолженности привлекаются менеджеры, юристы, сотрудники отдела безопасности. Конкретные обязанности прописываются в должностных инструкциях, регламент работы определяется в ЛНА предприятия. Как правило, политика управления включает следующие этапы:
В качестве альтернативы могут рассматриваться варианты привлечения коллекторского агентства, передача долга через уступку или списание безнадежной задолженности. Последнее допускается при истечении срока исковой давности или при невозможности взыскания финансов.
FIS Collection – система для автоматизации учета кредитов и займов, для управления ДЗ. Сервис объединяет предупредительные функции с инструментами взыскания, позволяет отслеживать показатели расчетов по отдельным договорам, контролировать стадии исполнительного и судебного производства.
Эта программа взыскания задолженности помогает организовать работу с дебиторкой, получать высокий результат при минимальных кадровых затратах. Основные возможности работы:
Предлагаемая программа управления задолженностью в полной мере соответствует нормам № 230-ФЗ от 03.07.2016. Ключевые преимущества решения:
Благодаря автоматизации процесса управления дебиторкой можно снизить расходы на ее взыскание в 3 раза. Освоиться в работе с ПО поможет практический справочник.
Ответим уже сегодня