Soft и Hard collection – это важнейшие этапы коллекторской деятельности, необходимые для побуждения должника к выполнению финансовых обязательств или инициации процедуры исполнительного производства. Эти стадии взыскания дебиторской задолженности имеют большое значение, но отличаются методами воздействия. Soft collection предполагает наличие дистанции между должником и коллектором – осуществляются звонки с целью информирования, выяснения причины просрочки платежа и уточнения даты следующей оплаты. Как правило, данных мер достаточно для эффективного взаимодействия с теми должниками, кто забыл и задержал оплату. При Hard collection требуются дополнительные ресурсы для выезда сотрудников отдела безопасности к должникам, которым не удалось оплатить долг на стадии Soft collection ввиду серьезных затруднений и с кем нужно более плотно взаимодействовать для помощи в решении проблемы.
Soft collection
Soft collection предполагает работу с кредитами, просрочка по которым не критична, например, составляет до 2 месяцев. Обычно причиной таких просрочек является забывчивость клиента или возникновение задержки между получением дохода и оплатой долга по кредиту. На данном этапе производится комплекс дистанционных досудебных процедур по взысканию долгов.
Soft collection имеет особые технологии и методы воздействия. Для достижения поставленной цели используются следующие технологии:
- звонки и личное общение оператора с клиентом;
- звонки робота-оператора;
- sms;
- e-mail.
Важно использовать подходящий канал взаимодействия в зависимости от особенностей конкретной ситуации. В ряде случаев важно именно живое общение специалиста с клиентом для проверки степени информирования банком и возможности гибкого построения диалога.
Юридические нюансы Soft collection
Юридические нюансы Soft collection сводятся к грамотному оформлению полномочий специалистов и правильному определению границ взыскателя в рамках закона.
В базовые полномочия специалиста входит:
- сбор информации;
- ведение переговоров;
- отправка запросов в другие организации.
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ вести деятельность по взысканию задолженности возможно только при наличии специального программного обеспечения. Данное ПО позволит:
- регистрировать входящую и исходящую корреспонденцию;
- хранить историю взаимодействия с должником;
- фиксировать входящие и исходящие звонки.
Рамки воздействия на должника также относятся к юридическим аспектам деятельности. Незаконными являются регулярные угрозы жизни и здоровью должника. Запрещается проявления насилия в любых формах по отношению к должнику и его родственникам. Распространение сведений, которые могут опорочить честь и достоинство гражданина, могут расцениваться судом, как самоуправство.
Организационные аспекты Soft collection
К важным организационным аспектам относится:
- грамотная система документооборота;
- структура контакт-центра;
- правильное распределение и разграничение обязанностей;
- эффективное и современное программное обеспечение.
К используемому ПО и оборудованию предъявляются жесткие требования. Программное обеспечение в данном случае играет ключевую роль. Оно позволяет фиксировать и сохранять важные данные, вести учет изменений, хранить аудиозаписи разговоров с должником, резервировать важные материалы, регистрировать исходящую и входящую корреспонденцию.
Психологические нюансы Soft collection
Важное значение в Soft collection имеют психологические методики. Правильное их применение при звонках специалиста клиенту позволяет не только выстроить результативный диалог, но и достигнуть успеха в итоге переговоров.
В коллекторской деятельности наиболее важными являются следующие аспекты психологической подготовки:
- методы выявления лжи;
- типология заемщиков;
- технология убеждения;
- методы борьбы со стрессовыми ситуациями.
Для выбора правильной коммуникативной стратегии коллектору необходимо уметь правильно классифицировать должников. Типизация осуществляется по таким критериям:
- готовность идти на контакт;
- психологический тип;
- социальные характеристики;
- причины возникновения задолженности.
К каждому виду должников применяется отдельный подход и метод воздействия.
Особенности деятельности в рамках методики Soft collection
Soft collection – это комплекс мероприятий, направленный на дистанционное стимулирование должника к выполнению финансовых обязательств. Отдельным направлением деятельности является сбор дополнительной информации о заемщике. Компетентная работа в данном случае позволяет подобрать наиболее эффективный метод воздействия и быстро установить контакт с человеком.
______________________________
Hard collection
Hard collection также является методом досудебной работы с должником. В отличие от Soft collection, Hard collection имеет более жесткий характер, требует особого подхода, поиска решения и подключения больших ресурсов, включая выезды к клиенту. Данный метод воздействия применяется, когда клиент не устранил просрочку на этапе Soft collection, что чаще всего связано с серьезными проблемами. Обычно Hard collection применяется при задержке оплаты на срок более 2 месяцев, а также при отсутствии контакта с клиентом.
Длительные задержки в платежах происходят по таким причинам:
- общее тяжелое положение (например, должник готовится к проведению процедуры банкротства);
- стратегия применения чужих оборотных средств;
- финансовые причины;
- смерть заемщика;
- нахождение заемщика в местах лишения свободы и др.
Кредитному инспектору в данном случае прежде всего необходимо выявить истинные мотивы должника и в соответствии с полученной информацией выбрать стратегию взаимодействия.
Нюансы Hard collection
Процедура Hard collection включает такие этапы:
- переговоры;
- письменные и телефонные переговоры;
- анализ документов и контроль платежей;
- проработка схемы реструктуризации долга;
- работа с залоговым имуществом;
- консультации юриста.
При организации работы требуется уделить особое внимание автоматизации процесса. Сюда относится:
- контакт-центр с автоматической переадресацией звонка на менеджера;
- использование мобильного приложения для выездных специалистов;
- создание отдельных мероприятий для конкретного неплательщика.
Это позволит повысить эффективность деятельности, сократив рутинную работу отдела взыскания.
Деятельность в рамках Hard collection
Hard collection предполагает проведение таких процедур:
- непосредственные прямые переговоры;
- телефонное взаимодействие;
- письменное взаимодействие.
При выполнении любой процедуры кредитный инспектор нацеливается на достижение конкретного результата. Для улучшения платежной дисциплины все действия со стороны коллектора должны выполняться точно и в обозначенные им сроки.
Выбор стратегии
По правилам процедура взыскания задолженности должна происходить последовательно и рассудительно. Совсем не обязательно сразу переходить к судебному производству. Во многих случаях стадий Soft и Hard collection достаточно, чтобы добиться выплат. Однако некоторые ситуации требуют немедленного перехода к стадии Legal-collection. Прибегнуть к такому методу стоит при следующих обстоятельствах:
- появление информации о том, что имущество должника выставлено на продажу третьими лицами;
- клиент банка сменил место жительства;
- начало процедуры банкротства;
- подача заявления в суд об оспаривании текущего долга;
- изменения в структуре руководства компании;
- появление информации о наличии судебных производств по другим вопросам.
3 основные стратегии – это беседы, встречи и обращение в суд. Стоит придерживаться последовательности действий, но помнить про случаи, при которых подача заявление в соответствующие органы является единственным способом возврата долга.
Автоматизация Soft collection и Hard collection
FIS Collection – это современная система, позволяющая автоматизировать процесс работы с дебиторской задолженностью. Основные функции данного ПО:
- сбор из различных АБС и структурированное хранение информации о лицевых счетах, кредитах, займах клиента;
- работа в «потоке задач», отсортированных по приоритету выполнения;
- контроль и управление всеми этапами взыскания просроченной задолженности в единой системе;
- применение различных каналов коммуникаций с клиентами: sms, e-mail, колл-центр, робот-оператор, автоинформирование;
- интеграция с государственными сервисами и реестрами: БКИ, ФССП, Суды, ЕФРСБ.
Система взыскания просроченной задолженности FIS Collection успешно используется банками ТОП-10 России и специализированными контакт-центрами. Внедрение системы автоматизации позволяет значительно улучшить показатели работы специалистов по взысканию просроченной задолженности.
FIS Collection предполагает конкретный цикл работ по взысканию задолженности:
- сегментация клиентов (по типу и сроку задолженности);
- внедрение бизнес-процессов по финансовому взысканию;
- создание списка заданий для специалистов;
- внесение информации о работе с клиентами;
- последующее принятие решения о дальнейшей деятельности в результате автоматической обработки этой информации и в соответствии с предварительно настроенной стратегией взыскания.
Заказывая внедрение FIS Collection, вы получаете рекомендации и консультации по методике работы системы на каждой из стадий взыскания по следующим аспектам:
- разработка и анализ рекомендаций с целью оптимизации процесса;
- создание функциональных требований к автоматизированной системе;
- формирование технического задания;
- проведение подробного предварительного обследования.
Большим преимуществом FIS Collection является наличие мобильного приложения, которое выполняет следующие функции:
- сохранение маршрутов выездов;
- быстрое внесение оперативных данных;
- доступ ко всей актуальной информации о клиенте;
- работа в режиме реального времени;
- оперативное оформление документов за пределами офиса агентства.
FIS Collection позволяет достигнуть значительных успехов во взыскании задолженностей, таких как:
- комплексное решение задач благодаря управлению всеми стадиями в одной системе;
- автоматизация части рутинной работы;
- автоматическое принятие решений там, где не требуется непосредственное включение специалистов;
- прозрачный контроль за работой подчиненных для руководителя;
- обеспечение комплексного решения задач;
- индивидуальный подход с возможностью самостоятельной настройки и доработки системы;
- повышение эффективности выездной работы за счет использования удобного мобильного приложения.
Вам может понравиться
Обсудить идею или проект
Ответим уже сегодня