Обратная связь

Фора-Банк, топ‑40 РФ по размеру кредитного портфеля, завершил ключевой этап цифровой трансформации — автоматизировал кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с помощью конвейера резидента Сколково FIS. Про опыт внедрения и достигнутые результаты рассказала Александра Благушина, заместитель начальника Управления коммерческого кредитования Фора-Банка, в интервью Дарье Камышовой, директору по развитию FIS.

Александра, расскажите, с какой целью запускался проект по автоматизации кредитования МСБ и ИП?

Кредитование юридических лиц — одно из стратегических бизнес-направлений Фора-Банка. На сегодняшний день банк представлен в 19 регионах РФ и насчитывает 183 офиса. Мы понимали, что без автоматизации дальше расти будет трудно: процессы сложные, нагрузка высокая, а риски — чувствительные. Наша задача заключалась в том, чтобы перевести кредитный процесс на современную цифровую основу, исключив ручные операции, повысив прозрачность, точность и управляемость процессов. Система должна была не только поддерживать рост портфеля, но и соответствовать требованиям регулятора и текущим трендам цифровой экономики.

Какие возможности дал кредитный конвейер FIS? Какую роль он играет в ежедневной работе команды?

Мы запустили кастомизированный кредитный конвейер, в котором задействованы более 150 сотрудников из различных профильных служб: клиентский блок, кредитные аналитики, рисковики, юристы, специалисты по работе с залогами и службы безопасности, а также члены кредитного комитета банка. Вся работа по заявке теперь происходит в одной системе — от заведения и согласования до одобрения и выдачи кредита.

Мы получили полный контроль за статусами, загрузкой, сроками, а также возможность администрировать бизнес-процессы централизованно. Внедрение платформы позволило унифицировать подход к заключениям профильных служб, наладить удалённое голосование кредитного комитета и создать единую базу для хранения электронного кредитного досье. Важно отметить, что мы легко интегрировали систему с АБС, СПАРК, НБКИ, что исключает дополнительные расходы на контроль данных и своевременную отчётность. К тому же, в конвейере автоматизирован процесс получения кредитного заключения, и сейчас мы работаем над мониторингом ковенант согласно решению кредитного комитета, системной подготовкой кредитно-обеспечительной документации и создаем базы залогов.

С чего начинался проект? Как происходило внедрение?

Разработка стартовала в преддверии 2024 года. Уже в ноябре мы подключили первых пользователей к системе. Шли поэтапно: сначала ограниченный круг заявок, а сейчас — масштабирование и реализация дополнительного функционала. Недавно мы завершили автоматизацию анализа кредитной истории по данным БКИ, чтобы ускорить проверку кредитоспособности клиентов, их обеспечений и усилить контроль за кредитными рисками. Следующий важный шаг — создать единый залоговый реестр и обеспечить контроль за отлагательными условиями кредитной сделки в конвейере, а также доработать обогащение кредитно-обеспечительной документации данными из заявки.

Важной частью управления рисками является не только проверка кредитоспособности клиента, но и последующий кредитный мониторинг. Расскажите, как изменился этот процесс? 

Автоматизация охватила важный блок — загрузку, разбор и анализ бухгалтерской отчётности, расшифровок и оборотно-сальдовых ведомостей. Система автоматически считает ключевые финансовые показатели заёмщиков, что сократило трудозатраты аналитиков и повысило точность результатов расчётов. Сейчас мы запускаем регулярный мониторинг финансового состояния заемщиков юридических лиц. Эта часть конвейера контролирует изменения и позволяет своевременно выявлять риски и урегулировать их для поддержания качества портфеля.

Что для Вас стало главным результатом внедрения? Какие метрики эффективности Вы отслеживаете? 

Во-первых, рост прозрачности процессов — мы видим, на каком этапе заявка, кто за неё отвечает, где возможны задержки. Во-вторых, снижение операционных расходов и ошибок. И третье — управляемость на единой цифровой платформе. 

Если говорить про ключевые численные бизнес-эффекты, часть из них уже можно озвучить, часть появится на горизонте 6–12 месяцев:

  • появился инструмент для управленческого учёта, руководители служб анализируют поступающие запросы, что позволяет перераспределять нагрузку в моменте, а также оценивать эффективность работы;
  • мгновенное получение данных о клиенте из СПАРК позволило выявлять часть стоп-факторов уже на этапе заведения заявки, что повысило скорость обработки входящих заявок. В ближайшей перспективе совместно с FIS мы запускаем функционал прескоринга, который расширит список параметров предварительной оценки количественных и качественных показателей, что даст возможность получать моментальную оценку минимальных требований к заемщику и, как следствие, сократит ручной труд, операционные ошибки, а также время обработки заявок в разы;
  • полностью исключены операционные ошибки при отправке информационной части кредитной истории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в БКИ;
  • снижены трудозатраты кредитного специалиста при запросе и анализе кредитной истории, конвейер обрабатывает и выделяет негативные факторы кредитной истории за секунды. Ранее анализ кредитной истории занимал значительное время, кредитный сотрудник обрабатывал несколько сотен страниц кредитного отчета в ручном режиме;
  • функционал по проведению финансового анализа передан пользователям и будет полностью использован уже в ноябре при ежеквартальном мониторинге, после завершения которого мы сможем оценить его качество, а также производительность сотрудников.

Почему Фора-Банк выбрал конвейер FIS?

Мы искали не просто подрядчика, а технологического партнера, способного двигаться быстро вместе с бизнесом. FIS предложила гибкую, масштабируемую и полностью импортонезависимую систему, которая покрывает автоматизацию всего кредитного цикла и позволяет также внедрить систему в автоматизацию иных бизнес-процессов Банка.

Ключевыми преимуществами стали возможность полной кастомизации под наши процессы, готовые кредитные модули и высокая скорость поставки изменений. В перспективе также рассматриваем возможность автоматизации розничного кредитного процесса на базе платформы вендора.

Спасибо, Александра. Это сильный, зрелый кейс. Для нас честь быть частью цифровой трансформации Фора-Банка.

Узнать больше про эффективную автоматизацию кредитования юридических лиц

Обсудить идею или проект

Ответим уже сегодня