В очередном выпуске программы «Финтех-Драйв», посвященном трендам автоматизации банковского сектора, ее ведущие – Владимир Залеский, управляющий партнер FIS, и Алексей Смирнов, директор по развитию FIS – побеседовали с Денисом Сотиным, президентом по информационным технологиям и цифровой трансформации бизнеса, Ренессанс Банка. В беседе были затронуты вопросы дефицита IT-кадров на рынке и их поиска, а также основные сложности, с которыми сталкивается банк в процессе цифровой трансформации.
— Владимир Залеский, управляющий партнер FIS: Здравствуйте, друзья. С вами программа «Финтех-Драйв» и я, ее ведущий, Владимир Залеский. Сегодня со мной мой коллега, Алексей Смирнов.
— Алексей Смирнов, директор по развитию FIS: Добрый день. У нас в гостях Денис Сотин, член правления, старший вице-президент по информационным технологиям и цифровой трансформации бизнеса Ренессанс Банка. Денис, здравствуйте.
— Денис Сотин, президент по информационным технологиям и цифровой трансформации бизнеса, Ренессанс Банк: Добрый день.
— Алексей Смирнов: В нашей программе мы обсудим тренды банковской автоматизации, как фактора роста эффективности, а также наиболее востребованные IT-решения и то, как они помогают добиваться успешных результатов в финансовой отрасли. Денис, какие тенденции цифровой трансформации в финансовой индустрии России вы считаете ключевыми для 2022 года?
— Денис Сотин: Наверное, в первую очередь нужно отметить, что тенденции цифровой трансформации не дискретны. То есть нет такого, что в 21-ом году у нас одни тенденции, а в 22-ом – другие. Поэтому я считаю, что 2022 год – это продолжение тех историй, что у нас развивались в течение последней пары лет. Это перестройка бизнеса, формирование новых моделей цифрового бизнеса – все больший переход в дистанционные каналы, перевод всех продуктов в дистанционные каналы на фоне создания новых моделей бизнеса. Это новые подходы к работе с клиентом с учетом новой среды – будь-то посредством создания инновационных экосистем или супер апп. В целом тенденция выглядит, как движение от физических офисов к дистанционному взаимодействию с клиентом с использованием максимального числа удобных сервисов. Это связано и с возможностью удаленной идентификации клиента.
Дополнительный тренд – приход к тому, что взаимодействие с клиентом – это не только фронтальная история. Сейчас необходимо не только обеспечить клиенту приятный сервис и эффективный клиентский путь, но и настроить эффективные бизнес-процессы, которые легко управляются и масштабируются, поддаются цифровой оценке и финансово выгодны в сравнении с теми процессами, которые существовали ранее.
Также в числе тенденций – усиленное внимание к качеству внедряемых решений, к качеству сервиса. В силу того, что сейчас все начинают понимать, что первым вывести продукт на рынок – не залог успеха. Дополнительно нужно обеспечить стабильность работы продуктов. То есть стабильность – это основа лояльности. Она позволяет выстроить более долгосрочный, эффективный бизнес. Три вышеозначенных тренда – работа над дистанционными сервисами, обеспечение их стабильности и выстраивание эффективных бизнес-процессов в целом – и являются основными для 2022 года. Конечно, все они актуальны на фоне повышенного внимания к задачам информационной безопасности бизнеса.
— Владимир Залеский: Спасибо за полный ответ. Действительно, не так важно, кто будет первый, сколько важно – кто будет лучший.
Хорошо, со стратегиями, с ожиданиями – все более-менее понятно. А каковы основные сложности в ходе их реализации? Для вашего банка или всего сегмента финтеха в целом?
— Денис Сотин: История нашего банка – это часть общего. Если обобщить все имеющиеся проблематики, то основная сложность – это недостаток кадров. Недостаток ресурсов в условиях, когда постоянно меняются предпочтения клиента и модели бизнеса, заставляет четко выстраивать работу с приоритетами, концентрироваться на задачах, которые организация может решить с учетом возможностей. То есть нужно ли всем выстраивать экосистемы? Нужно ли всем идти по пути больших банков? Нет. Нужно научиться работать в своей нише, отвечая на запросы клиентов. А также уделять внимание повышению эффективности внутренних процессов.
Иными словами, с одной стороны инновационные технологии и модели выстраивания бизнеса предлагают новые возможности, с другой стороны – могут стать причиной расфокусировки внимания. Попытка идти в разных направлениях не будет эффективна для всех, ведь это требует больших инвестиций, четкой оценки промежуточных и конечных результатов. Дополнительно это повышает потребность в информационной безопасности, потому что чем дальше мы отходим от моделей классического бизнеса, тем выше риски.
— Алексей Смирнов: Какую роль может играть предиктивная аналитика в части перестроения бизнес-процессов?
— Денис Сотин: Предиктивная аналитика в сегменте – это, прежде всего, возможность предугадать поведение клиента, оценка его будущих действий на основе исторических данных. А также выявление тех зон, которые требуют улучшения.
Я считаю, что предиктивная аналитика все же в большей степени направлена на отладку клиентских взаимодействий, чем на процессы внутри организации. То есть с ее помощью можно понять предпочтения клиентов, выявить точки, которые требуют изменения, понять, как эффективнее продвигать продукты в дальнейшем.
— Алексей Смирнов: То есть речь о повышении качества сервиса?
— Денис Сотин: Безусловно. То есть, конечно, предиктивная аналитика помогает в оптимизации внутренних бизнес-процессов для улучшения качества сервиса, но это не первичный инструмент. Но полезный для анализа истории взаимоотношений с клиентом и оптимизации модели этих взаимоотношений.
— Владимир Залеский: Сейчас мы перешли от общих вопрос к более частных, технологическим. В связи с этим: расскажите, какую роль играет технология Data Science в вашем банке? Есть ли у вас какие-то инсайты, связанные с этим направлением?
— Денис Сотин: Банк «Ренессанс Кредит» – один из лидеров розничного кредитования. Поэтому, безусловно, у нас большая клиентская база и большое количество накопленных данных, которые мы получаем и из наших систем, и их открытых источников.
Эти данные – получаемые с помощью нашей собственной Data lab и работающего в ней подразделения специалистов – мы используем в двух направлениях:
Также активно развивается Data Management – направление управления данными. Для того, чтобы правильно управлять данными и строить модели данных нужно четко выстраивать процессы внутри организации – с пониманием цикла сбора данных.
— Владимир Залеский: Каковы основные факторы, влияющие на стоимость автоматизации в последние годы? И что будет влиять на нее впредь?
— Денис Сотин: Объективный фактор – увеличивающаяся стоимость ресурсов разработки. То есть если ресурс растет в цене, то дорожает и то, что он производит. Также есть и менее очевидные факторы. Например, при уходе от традиционной модели построения банковского бизнеса, работавшей на определенном классе систем и позволявшей предугадывать рост затрат год от года, ситуация непредсказуемо меняется. Сейчас требуются достаточно серьезные инвестиции для развития новых продуктов, сервисов. Это требует затрат на внедрение новых платформ, команд. И это ведет к удорожанию того, что производится.
Десять лет назад почти у всех банков был единый цельный ландшафт, часто создаваемый «под ключ». Сегодня традиционный банковский сервис – это только часть ландшафта. Приходится учитывать потребность в удобном взаимодействии с партнерами, с клиентами – в рамках той модели цифрового бизнеса, о которой мы говорили – используя новые решения и встраивая их в архитектуру. С одной стороны, это требует новых инвестиций, с другой – позволяет сокращать расходы через оптимизацию бизнес-подходов (например, дистанционное взаимодействие с клиентами дает возможность уменьшать расходы на аренду, штатный персонал и т.д.). То есть стоимость автоматизации растет, объем инвестиций увеличивается, но это влияет на рост дохода и сокращение издержек на поддержание текущих процессов.
— Владимир Залеский: Вы говорили, что уход банков из офисов и отказ от традиционной модели ведения бизнеса, а также активное участие в различных партнерских взаимодействиях, увеличивает потребность в наращивании средств по укреплению информационной безопасности. Расскажите об этом подробнее?
— Денис Сотин: Да, с одной стороны мы активно идем в дистанционные каналы, в новые модели. С другой – инвестируем в защиту контура информационной безопасности. Trusted Security – это основа банковского бизнеса. Для клиента важно, что банк гарантировал безопасность.
— Алексей Смирнов: Давайте вернемся немного назад. Вы говорили, что бизнес-процессы требуют перестроения. Что, в свою очередь, заставляет наращивать IT-ресурсы, которые дорожают на рынке и становятся дефицитными. Каким образом вы планируете решать задачи по наращиванию IT-ресурсов в условиях дефицита?
— Денис Сотин: Для решения этой задачи важно научиться управлять приоритетами и сопоставлять их с имеющимися возможностями.
В нашем банке мы стараемся мотивировать персонал – денежно, через вовлечение в интересные проекты, через постановку конкретных достижимых целей. Это позволяет привлекать и удерживать людей. Также мы вкладываемся в обучение сотрудников, организуем школы разработчиков. Они уже помогли нам закрыть потребности в некоторых компетенциях, которых нам не хватало. И мы планируем заниматься развитием подобных активностей.
Дополнительно мы вкладываемся в позиционирование бренда среди потенциальных работников, представляя банк, как динамичную, развивающуюся компанию, использующую современные технологические стеки.
— Владимир Залеский: Как вы относитесь к использованию платформенных решений для ускорения автоматизации бизнеса? Можно ли с помощью low-code/no-code технологий решать проблему с дефицитом кадров, а также сделать более прозрачным взаимодействие между IT и бизнесом?
— Денис Сотин: На использование платформ мы смотрим положительно. Платформы дают возможность быстрого развития в разных направлениях. Непосредственно low-code/no-code технология – это, во многом, маркетинговая история. С другой стороны, такая рекламная шумиха вокруг нее как раз и говорит о том, что технология активно развивается.
— Владимир Залеский: Денис, спасибо большое за интересную беседу. Подытоживая, я хотел бы отметить, что BPM-движки, различные low-code/no-code платформы сейчас в тренде. Отчеты Gartner и Experian говорят о том, что в ближайшие три-пять лет процент их использования в трансформации бизнеса будет расти в ускоренном темпе.
Ответим уже сегодня