В преддверии нового делового сезона управляющий партнер FIS Владимир Залеский рассказал CNews — крупнейшему изданию о корпоративных информационных технологиях — про тренды и вызовы рынка автоматизации банковского бизнеса.
Компании заняты вопросом импортозамещения и рассматривают low-code на замену традиционным подходам. Однако под low-code необходимо собирать отдельную команду. Все подробности — в интервью.
Market.CNews: Как, по вашим оценкам, изменилось восприятие low-code разработки в банках и финтехе за 2023-2024 год на фоне бурного импортозамещения и цифровизации экономики?
Владимир Залеский: Кардинального изменения восприятия не произошло, на мой взгляд. Банки сейчас заняты вопросами импортозамещения и обеспечения непрерывности своих процессов — и рассматривают выгоды low-code / no-code в сравнении с использованием классических инструментов преимущественно в ключе вышеобозначенных задач.
Яркий пример — потребность импортозаместить большую систему за 1-2 года (то есть в рекордно короткий срок), которую банк внедрял и дорабатывал 10-15 лет. При этом учитываем, что, как обычно, живем в жестких бюджетных ограничениях. В таком проекте, если есть релевантные импортозамещаемой системе возможности low-code (там, где большие кастомные системы, no-code уже не поможет), то самая очевидная выгода — низкий порог входа в разработку на подобной платформе. И как следствие — быстрое масштабирование команды внедрения в рамках 3-6 месяцев.
При использовании конкурентных и классических стеков разработки качественное масштабирование команды в такой срок практически нереально, поскольку быстро упрется в бюджет (не забываем про крайне высокую конкуренцию за профессиональных разработчиков и ограниченность бюджета внедрения).
Второй типичный случай — это поддержка непрерывности развития бизнеса. Банки нанимают молодых перспективных разработчиков (студентов вузов), 2-3 года их развивают, и они, достигнув определенного уровня профессионализма, уходят на более высокие (разница весьма существенная) зарплаты. При этом на рынке дефицит кадров, так как инерция огромная, и все по-прежнему продолжают кодить на модных популярных стеках, несмотря на альтернативные вариации. В итоге банк — в проигрыше, бизнес страдает, развивать ИТ-обеспечение бизнеса сложно.
В этом варианте очень эффективный подход — комплексный переход на low-code платформу с низким порогом входа, тогда даже при кадровой текучке легко решить вопрос масштабирования команды. Вернее, вопрос вообще снимается, так как профессиональных разработчиков меньше 1% относительно остальных 99%, которые могут решать аналогичные задачи, но вооружившись правильным инструментом (и эти люди высокопрофессиональными программистами или инженерами никогда не станут).
Market.CNews: Какие основные вызовы вы видите на пути внедрения low-code платформ в банковский сектор?
Владимир Залеский: Большая инерция рынка — «делаем так, как делали и как делают все», плохой пользовательский опыт (в силу несовершенства low-code платформ и завышенных ожиданий от них). Недоверие к тому, что все может получиться и, конечно же, уступки в сторону тактических решений «здесь и сейчас».
Под low-code нужно собирать другую команду по профессиональным компетенциям и работать с ней несколько иначе, чем с разработчиками на классическом стеке, чтобы извлечь все преимущества лоу-кода, а не наступить на все грабли.
Market.CNews: Как изменились требования банков к автоматизации бизнес-процессов в 2024 году?Владимир Залеский: Требования к срокам стали сильно завышены. Многие тянут до сих пор с переходом на импортонезависимые решения и также столкнутся с проблемой нехватки адекватного объема времени. В силу продолжительного периода высокой ставки ЦБ (и ее возможного дальнейшего повышения) интерес к глубокой автоматизации collection процессов и интегрально к автоматизации риск-процессов не падает.
Понемногу растет интерес к автоматизации операционных рисков — не для галочки, чтобы формально соответствовать требованиям регулятора, а чтобы получить эффективно работающий сквозной инструмент управления рисками бизнеса. Кроме того, российский рынок в части имплементации требований Базеля II / III в требования ЦБ и собственные федеральные законы, которые он спускает на банки, ушел далеко вперед рынков СНГ, Азии и Ближнего Востока.
Market.CNews: Как вы помогаете банкам в реализации стратегии импортозамещения?
Владимир Залеский: Мы ведем определенное количество проектов в треке импортозамещения в ключевых для российской финансовой системы банках. Здесь стоит говорить не столько про прибыль финансовой организации, а про 2 основных направления: FIS помогает бизнесу стабильно продолжать свою работу в условиях изменяющейся рыночной ситуации и обеспечивать безопасность (во всех ее проявлениях).
Market.CNews: Какие новые возможности в low-code решениях становятся наиболее востребованными в 2024 году, на ваш взгляд?
Владимир Залеский: Убежден, что low-code должен быть настоящим лоу-кодом, а не маркетингом. Он должен позволять строить огромные системы любой сложности специалистам с меньшим набором знаний и умений, чем у программистов. Low-code платформа должна быть full-stack средой, обеспечивая разработку и мобильных интерфейсов, и веб-интерфейсов, и процессов, и логики любой сложности и так далее.
Разработчики на такой среде должны быть гораздо ближе к бизнесу, чем позволяют классические стеки, где в командах, помимо бизнес-аналитиков, еще нужны архитекторы, системные аналитики, плюс отдельно фронт-лиды и бэк-лиды. Эти параметры были и остаются крайне востребованными.
Market.CNews: Какие меры вы принимаете для обеспечения соответствия своих продуктов регуляторным требованиям?
Владимир Залеский: Продукты FIS мало зависят от требований регулятора, все-таки мы не учетные системы внедряем, а помогаем бизнесу повышать эффективность и прибыльность, говоря конкретнее — мы глубоко автоматизируем процессы, где есть бизнес, а не учет. Там, где до нас «долетают» требования регулятора, стараемся внести в наши дистрибутивы необходимую функциональность еще до официального старта действия соответствующего закона.
Market.CNews: Какие новые функции были добавлены в ваши решения за последний год или разработаны новые продукты, включая импортозамещающие?
Владимир Залеский: В нашем портфеле за последний год появилось несколько новых решений:
- система, которая позволяет бизнесу банка оперативно получать текущие ключевые показатели различных подразделений, сравнивать их с плановыми, фиксировать любые отклонения и оперативно принимать дальнейшие решения;
- система, которая в ключе трека по импортозамещению заменяет целый класс решений для управления командами разработки: Jira, Confluence, Google Docs, MS Project. Конечно, речь идет не о замене всевозможного функционала перечисленных систем полностью, а именно целевого для обозначенной задачи — управления командой разработки. Изначально проект получил старт внутри нашей компании как внутренний инструмент повышения эффективности, а сейчас успешно внедряется у наших клиентов;
- наша система поддержки принятия решений обогатилась бизнес-админками, которые позволяют вносить любые изменения в кредитные стратегии и различные расчеты над ключевыми процессами;
- полноценное решение для автоматизации маркетинговых кампаний (Campaign Manager);
- система управления операционной задолженностью;
- система управления регуляторными рисками.
Ввиду постоянного развития банковского бизнеса апгрейд получает вся наша линейка решений, которая на текущий момент состоит из более чем 35 различных конфигурации. Мы помогаем развивать банковский бизнес, и банковский бизнес непрестанно развивает нас.
Market.CNews: Как планируете развивать FIS Platform в ближайшие 3 года?
Владимир Залеский: Основной вектор развития — интегральное повышение эффективности разработки на платформе: от проектирования и разработки до тестирования и диагностики.
Market.CNews: Какие процессы повышения внутренней эффективности вы сейчас внедряете в компании?
Владимир Залеский: Эффективность — наша главная ценность, которую мы создаем и повышаем в бизнес-процессах клиентов, а также, естественно, и в своих. Нас каждый год становится больше, компания ежегодно прирастает по всем количественным показателям, поэтому пришла пора задуматься о трансформации качественных артефактов.
Для внутренней синхронизации команд и внешней фокусировки по ключевым направлениям нам нужен был понятный инструмент, который обеспечивал бы поддержку этим двум важным задачам. Таким инструментом явилась в первую очередь сформулированная нами обновленная миссия и видение компании. Логично, что это повлекло за собой новую айдентику и разработку нового брендбука — как улучшенного осмысления нашей компании, целей, устремлений и возможностей.
Так что в ближайшее время ждите нового представления нашей компании на рынке.
Вам может понравиться
Обсудить идею или проект
Ответим уже сегодня