Управление дебиторской задолженностью

Управление дебиторской задолженностью

Управление дебиторской задолженностью является стратегической задачей менеджмента. Ее накопление и длительная просрочка по погашению негативно сказывается на платежеспособности компании. Работу по ее взысканию нужно начинать оперативно.

Чем отличается дебиторская задолженность от кредиторской?

Под дебиторской задолженностью понимают весь объем денежных средств, который должны субъекту бизнеса его контрагенты. Кредиторская представляет собой совокупность долговых обязательств самого субъекта перед контрагентами.

Примеры дебиторской задолженности:

  • за оказанные услуги и поставленные товары клиентам,
  • за предоплаченную продукцию поставщикам,
  • по выданным сотрудникам займам,
  • по переплате налогов и взносов в пользу ИФНС.

Примеры кредиторской задолженности:

  • Не оплаченные своевременно налоги и связанные с ними пени и штрафы;
  • Обязательства по исполнительным листам;
  • Долг поставщику за полученный, но неоплаченный товар;
  • Неисполненные договорные обязательства по предоплате;
  • Долг по кредитному договору.

Образование и погашение дебиторской задолженности – обычная практика делового партнерства. Но иногда ее приходится взыскивать принудительно.

Как образуется дебиторская задолженность

Механизм ее образования прост: кредитор (кому должны) исполнил свои обязательства, а вторая сторона (дебитор) нет. Для первой наличие долга является дебиторской задолженностью, для второй кредиторской.

Моментом образования дебиторской задолженности считается дата исполнения субъектом бизнеса обязательств перед контрагентом, с которой отсчитывается срок ответного обязательства. Например, компания получила предоплату, изготовила или приобрела на нее продукцию, поставила ее покупателю и ожидает окончательного расчета. Сумма последнего для продавца является дебиторской задолженностью. Она должна быть погашена в срок, предусмотренный договором. Например, в течение 3-х банковских дней с момента подписания акта выполненных работ. Если этого не происходит, то обязательство становится просроченным.

Виды дебиторской задолженности

При разработке алгоритма взыскания дебиторской задолженности обязательно учитывается ее вид.

  • Кратко- или долгосрочная. Первая подразумевает расчет в течение года (оплата за товары по договору поставки), вторая более года (отсрочка платежа, предоставление займа).
  • Нормальная и просроченная. Если срок оплаты еще не наступил, то сформированное денежное обязательства считается нормальным. Неоплата по истечении указанного в договоре срока переводит его в разряд просроченных. Например, расчет по договору подряда в течение 5-ти банковских дней с момента подписания акта. До истечения 5-дневного срока задолженность считается нормальной, по истечении – просроченной.
  • Сомнительная или безнадежная. Ничем не обеспеченная задолженность (без залога, поручительства и гарантии) именуется сомнительной. Под определение безнадежных попадают долги с истекшим сроком исковой давности и невозможные к взысканию.
  • По источнику задолженности:
  • Учредители – при неоплаченной доле в уставном капитале;
  • Клиенты – по договорам поставки или подряда;
  • Поставщики – при задержке отгрузки предоплаченного товара;
  • Бюджет – при наличии переплаты по налогам и взносам.

Задачи управления дебиторской задолженностью

Безнадежная дебиторская задолженности представляет собой прямые убытки. Просроченная тормозит оборачиваемость активов, вынуждает предпринимать меры по ее взысканию и тратить на это дополнительные средства (услуги юристов, судебные издержки и т.д.).

Для обеспечения нормальной платежеспособности предприятия необходима эффективная система управления дебиторской задолженностью. Она представляет собой комплекс мер, направленных на решение главной задачи: недопущение образования безнадежных долгов.

Ее решение подразумевает реализацию как взыскательных, таки и предупредительных мер. Исходя из этого, выделяют следующие микро-задачи управления задолженностью.

  • Проверка контрагентов. Для этого используются специальные сервисы проверки контрагентов, позволяющие сделать выводы о деятельности потенциального партнера. Сделать это нужно до заключения сделки.
  • Специальные условия договора. Для каждой сделки и контрагента устанавливаются свои сроки исполнения обязательства, график оплаты, штрафные санкции за просрочку, ненадлежащее и полное неисполнение договора. Задача юриста – сформулировать его условия таким образом, чтобы дебитору было крайне невыгодно становиться должником.
  • Контроль над исполнением обязательств. Заключение договора возлагает обязанности на все его стороны. Задача менеджера по управлению дебиторской задолженностью заключается в отслеживании графика их исполнения, своевременном информировании о приближающейся дате, наступлении критичного срока, просрочке, применении санкций и т.д.
  • Взыскание. Сюда входит претензионная работа с должниками, досудебное урегулирование спора, взыскание через суд.

Решение первых 3-х задач направлено на предупреждение просроченной задолженности. Для эффективного решения 4-й разработана целая системы методов.

4 метода управления дебиторской задолженностью

Их применение подразумевает наличие уже сформированного долга. Такой статус обязательство обретает только по истечении срока его погашения. Управление уже сформированной дебиторской задолженностью – это комплекс мер по ее взысканию.

Инвентаризация долгов

Любой компании нужно регулярно мониторить и анализировать расчеты с контрагентами. Это позволяет своевременно выявить просроченную задолженность и принять меры по ее взысканию. При обнаружении недостачи, кражи, при ликвидации и любой реорганизации инвентаризацию долгов проводят внепланово. При составлении годовой бухгалтерской отчетности в обязательном порядке. Результаты оформляются актами сверки, которые необходимо подписать с контрагентами. При обнаружении расхождений детально сверяется каждая операция, оформляются и принимаются к учету недостающие документы.

Работа с контрагентами-должниками

Работа по данному направлению сводится к анализу договоров, определению сроков исполнения обязательств, проверке оплат и отгрузок, информированию сторон о состоянии расчетов.

Анализ затрат по взысканию

При обнаружении просроченной дебиторской задолженности стоит здраво оценить затраты на ее взыскание.

К ним относится:

  • оплата услуг почты или службы доставки,
  • получение выписок о контрагенте,
  • составление и подача искового заявления,
  • оплата госпошлины,
  • затраты на представительство в суде,
  • сопутствующие судебные расходы (экспертиза, приглашение к участию специалистов, третьей стороны и т.д.).

Добавьте сюда время на все эти процедуры и нервотрепку, которая им сопутствует. Если взыскиваемая сумма выше всех вышеперечисленных издержек, тогда имеет смысл побороться за нее в суде. В противном случае нужно здраво оценить перспективы взыскания, чтобы не получить еще большие убытки. Взыскание судебных издержек с проигравшей стороны предусмотрено законом, но не всегда удается добиться его в полном объеме. К тому же должник может быть признан неплатежеспособным или отсутствующим. В этом случае все усилия тщетны.

Проверка платежеспособности

Управление дебиторской задолженностью включает и проверку платежеспособности контрагента. Первое, что следует сделать, это проверить его на банкротство и ликвидацию.

Выяснить, не подан ли иск о признании несостоятельным, можно в картотеке арбитражного суда или в реестре ЕФРСБ. Сведения о начале или завершении процедуры ликвидации можно получить в сервисе «Прозрачный бизнес» на сайте ИФНС РФ.

При обнаружении одного из вышеуказанных фактов необходимо как можно скорее предъявить требование, чтобы попасть в реестр кредиторов.

Как управлять дебиторской задолженностью

В управление дебиторской задолженностью организации вовлечен не только финансовый отдел. В этом процессе принимает участие служба безопасности предприятия, менеджеры по продажам, бухгалтерия, правовой отдел. Зона ответственности каждого определяется политикой компании по работе с дебиторской задолженностью. Она подразумевает следующие этапы.

  • Учет. Денежное обязательство отслеживается с момента его возникновения и включается в состав дебиторской задолженности компании при составлении бухгалтерской отчетности.
  • Контроль. Он предполагает отслеживание срока и условий исполнения обязательства. В его рамках контрагенту напоминают о приближении даты расчетов, уточняют срок погашения по ее истечении, выясняют причины и устраняют препятствия (возможно неисполнение или неполное исполнение обязательства со стороны кредитора, препятствующее погашению долга дебитором).

Взыскание. Оно предполагает 5 этапов:

  • Pre-collection – рассылка смс и IVM за несколько дней до планового платежа.
  • Soft collection – получение разъяснений от должника по телефону о планируемой дате платежа и причинах просрочки при ее сроке от 1 до 60 дней.
  • Hard collection – контактное общение с должником при просрочке платежа от 60 до 120 дней.
  • Legal collection – подготовка и подача искового заявления, сопровождение судопроизводства, получение исполнительного листа.
  • Collateral Collection – предъявление исполнительного листа в ФССП или в банк должника, участие в реализации залога.

 

Альтернативой вышеописанному алгоритму является один из следующих вариантов:

  • Обращение к коллекторам. Им передаются все документы на взыскание долга за вознаграждение, которое зависит от размера взысканной суммы.
  • Продажа (цессия). При нежелании заниматься судебной тяжбой и исполнительным производством можно продать долговые активы коллекторскому агентству или заинтересованному лицу. Продажа долга осуществляется с большим дисконтом. Все трудности и затраты по взысканию при этом возлагаются на покупателя долга. При этом кредитор получает «живыми деньгами» часть основного долга и прямо сейчас.
  • Списание. Безнадежная дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности подлежит списанию. Бесконечно висеть на балансе она не может. Списанию подлежат также долги, признанные приставами невозможными к взысканию.

Администрирование дебиторской задолженности – процесс многосторонний и трудоемкий. Упростить и ускорить его поможет специальное ПО.

Возможности FIS Collection

FIS Collection представляет собой комплексный многофункциональный инструмент для управления дебиторской задолженностью, объединяющий функции предупреждения и взыскания. Он оптимизирован для работы с кредитными договорами, позволяет отслеживать все стадии судебного и исполнительного производства.

Эту современную автоматизированную систему используют ведущие банки России и крупные зарубежные финансовые организации.

На что способна FIS Collection?

Программное обеспечение FIS Collection позволит эффективно организовать работу, контролировать ее и получать максимальную отдачу с минимальным штатом сотрудников.

Его возможности ориентированы на работу с гражданами и организациями, отслеживание расчетов по договорам, курирование судебных процессов, исполнительного производства и банкротства.

  • Сбор, анализ и систематизация сведений о должниках и их обязательствах.
  • Оперативное получение данных из банковских АБС и госреестров (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕФРСБ и др.).
  • Формирование отчетов, аналитических справок для оценки эффективности взыскателя.
  • Моментальное обновление информации онлайн.
  • Предоставление готовых шаблонов и алгоритмов для претензионной работы.
  • Мониторинг ситуации по погашению задолженности по каждому должнику.
  • Создание единой системы контроля за работой подчиненных.
  • Курирование и автоматизация всех 5-ти этапов взыскания.
  • Формулирование задач специалистам отдела взыскания и отслеживание их исполнения.
  • Совмещение с телефонией Avaya, Oktel, Cisco, отправка смс и e-mail-сообщений прямо из системы.
  • Индивидуальная адресная работа и по спискам должников.

Использование современного ПО FIS Collection гарантирует повышение собираемости и минимальный процент безнадежной задолженности.

Преимущества FIS Collection

Предлагаемое ПО полностью соответствует требованиям ФЗ-230 от 03.07.2016 г. и обладает следующими преимуществами.

  • Объединение всех стадий управления дебиторской задолженностью в одной системе.
  • Выбор методик взыскания.
  • Удобный интерфейс и его индивидуальная настройка.
  • Наличие мобильного приложения.
  • Совместная работа с базами данных ФССП, БКИ, ИФНС.
  • Широкий ассортимент коммуникационных инструментов: смс, колл-центр, робот-оператор, электронная почта, автоматические информирование.

Автоматизация процесса управления дебиторской задолженностью гарантирует снижение затрат на взыскание более чем в 3 раза. Получить долги теперь можно намного быстрее и проще. Подробное практическое руководство позволит быстро освоиться и начать работать в новом формате сразу после внедрения ПО.