Информационные системы поддержки принятия решений

Информационные системы поддержки принятия решений

ИСППР – интеллектуальные системы поддержки принятия решений, представляющие собой автоматизированную компьютерную сеть, обеспечивающую объективную аналитику данных с построением математической модели предполагаемого развития событий. Задача таких продуктов – помощь людям, принимающим сложные управленческие решения в сложных условиях.

Одна из первых полнофункциональных СППР была разработана для авиаперевозчика United Airlines, компанией Texas Instrument  в 1987 году. Благодаря внедрению этой системы для обработки информации и принятия решений, авиакомпания смогла сократить убытки и оптимизировать управление аэропортами на всех маршрутах перелетов. В середине 90-х годов повсеместно стали внедряться электронные базы данных и OLAP-инструменты, что значительно расширило область применения СППР. В настоящий момент это незаменимый инструмент во всех направлениях менеджмента и управления.

Основное предназначение СППР

С точки зрения разработки информационные системы, поддерживающие принятие решений, являются промежуточным звеном в управлении бизнес-процессами любых предприятий и организаций. В частности, это продукт, помогающий ЛПР (лицам, принимающим решения) выстраивать возможные варианты развития событий, исходя из заданных алгоритмов и загруженной базы данных. В результате менеджеры среднего и высшего звена принимают более взвешенные решения, даже в условиях динамично изменяющейся обстановки.

Основной функционал СППР можно выразить так:

  • Информационный поиск;
  • Интеллектуальная аналитика данных;
  • Ситуационный анализ;
  • Имитационное и когнитивное моделирование;
  • Построение логических цепочек на основе прецедентов.

Фактически это человеко-машинный комплекс, позволяющий выбрать единственно верное решение из максимально возможных вариантов.

Классификация СППР

По структурной иерархии интеллектуальные системы принятия решений состоят из пользовательского интерфейса, загруженной базы данных и инструментов масштабного моделирования.

Принцип работы строится на четырех последовательностях:

  1. Интеллектуальное определение среды, в условиях которой принимается решение;
  2. Проектирование и проработка возможных альтернатив;
  3. Выведение алгоритма действий;
  4. Адаптация выбранного решения к определенным условиям.

По такому принципу выстраиваются все управленческие решения, принимаемые с помощью ИСППР. Сами системы классифицируются по трем основным группам:

  • Пассивные. Нейронная сеть обрабатывает данные, представляя пользователю структурированную информацию и отчеты. Конкретное решение принимается человеком.
  • Активные. Выводят потенциальное решение на основе обработанной базы данных, предлагают возможные альтернативы действий.
  • Комбинированные. Предлагают вероятные решения и альтернативы, но при этом ЛПР может вносить уточнения, добавлять условия и отправлять проект на повторную обработку. В таких ситуациях прорабатываются различные модели, что позволяет принять оптимальное решение.

По способам поддержки и функциональности СППР подразделяются на такие категории ориентирования:

  1. Документационная направленность – считывают и обрабатывают данные с документов различного формата и содержания;
  2. Модельная направленность – генерация решений на основе ситуационных, аналитических, финансовых, имитационных и других бизнес-моделей;
  3. Направленность на базы данных – в основу принятия решений ложатся цифровые хранилища информации конкретной компании;
  4. Направленность на базы знаний – решение принимается на основе выполнения аналогичных задач, с учетом закономерностей, зависимостей и установленных правил;
  5. Коммуникативная направленность – используются для обеспечения взаимодействия нескольких ЛПР, работающих над одной задачей.

В любом случае источниками СППР становятся факторы и бизнес-процессы, касающиеся деятельности определенного объекта. Дополнительно учитывается опыт сотрудников в предметной области. На выходе пользователь получает гибкий анализ данных и имитационную модель событий, необходимые для принятия взвешенного решения в сложившейся ситуации, с учетом всех первостепенных и второстепенных факторов.

Архитектурное построение СППР

В большинстве случаев информационные системы, поддерживающие принятие решений, строятся на архитектуре четырех популярных типов. У каждой версии имеются свои преимущества и недостатки, что требует более детального знакомства с каждым видом ИСППР.

Функциональные

Это элементарное программное решение, которое используется организациями малого и среднего бизнеса, не ставящими перед собой крупномасштабных задач по развитию и интеграции бизнес-процессов. У таких компаний обычно отсутствует развитая информационно-технологическая инфраструктура, что не требует решения сложных задач.

Функциональные СППР работают только с операционными системами и базами данных предприятия, что обеспечивает быструю интеграцию системы и минимальные финансовые затраты при развертывании на конечных устройствах.

Из недостатков таких СППР можно выделить:

  • Аналитика единственного источника данных, что сужает круг вопросов, на которые предстоит ответить системе;
  • Увеличение нагрузки на общую оперативную систему, особенно при обработке сложных запросов, что затормаживает второстепенные процессы;
  • Низкое качество имитационных моделей, построенных для принятия стратегически важных решений.

Сама ИСППР довольно компактная и функционирует на одной платформе, что привлекает к продукту внимание малых предприятий.

С независимыми витринами данных

Витринами данных называют срез информационного хранилища, содержащего тематическую или узконаправленную информацию. Такие витрины имеются у всех крупных компаний, с большим количеством структурных подразделений и департаментов. При этом каждая IT-витрина ориентирована на определенный круг пользователей, что упрощает процессы аналитики и обработки данных.

К преимуществам таких интеллектуальных систем относятся:

  • Быстрое внедрение тематических витрин, что способствует общему повышению производительности;
  • Простое формирование баз данных для обработки, аналитики и получения ответов на конкретные вопросы.

Однако у СППР с независимыми витринами имеются и недостатки. Например, данные могут дублироваться в разных витринах, что увеличивает объемы хранилища и затрудняет построение оптимальных моделей. Кроме того, независимые витрины не консолидируются на уровне общей иерархии предприятия, что не позволяет получать единую картину бизнес-процессов.

С двухуровневой структурой хранилища

В отличие от предыдущего варианта у такой архитектуры данные поступают из нескольких источников, после чего заносятся в общее хранилище данных. Для такой СППР обычно используется унифицированная система обработки информации, но для обслуживания хранилища нужны специалисты IT-поддержки.

К преимуществам двухуровневых ИСППР можно отнести:

  • Сохранение данных в единичном экземпляре;
  • Консолидацию информации на уровне предприятия;
  • Минимальные финансовые затраты на обслуживание общего хранилища.

Однако здесь возникают сложности со структурированием информации для отдельных категорий пользователей и системных подразделений, наблюдается снижение общего быстродействия системы, не всегда удобно настраивать права администрирования.

С трехуровневой структурой хранилища

Это оптимальная архитектура СППР для нужд крупных организаций с разветвленной сетью филиалов и структурных подразделений. В разрезе такая система выглядит многоуровневым хранилищем с настраиваемым доступом. Здесь информация поступает из независимых витрин и локализуются в общей базе. Доступ с конечных устройств обеспечивается к отдельным базам данных, а в случае нехватки информации для анализа, общему хранилищу.

Такая иерархия дает следующие преимущества:

  • Создается единый и стандартизированный источник получения данных;
  • Обеспечивается максимальная производительность операционной системы предприятия;
  • Получается корпоративная модель принятия решений с возможность. Расширения объемов хранилища путем интеграции новых витрин.

Недостатков здесь всего два. Во-первых, избыточность поступающей информации ведет к постоянному увеличению объемов хранилища. Во-вторых, нужно согласовывать синхронизацию всех областей базы данных, что требует привлечения профильных специалистов.

Использование СППР в сфере кредитования

Поддержка принятия решений в информационных системах востребована в различных направлениях коммерческой деятельности. В частности, такие программные продукты широко применяются для телекоммуникационных сетей, медицинских учреждений, различных направлений менеджмента, сфер управления финансами.

В среднестатистической компании ИСППР ориентированы на руководителей среднего и высшего звена, и в зависимости от участка развертывания позволяют получать ответы на следующие вопросы:

  • Гендиректор. Комплексная аналитика доходов/расходов компании, построение модели развития занимаемого сегмента рынка, показатели производительности компании и тенденции к изменениям этих значений в течение будущих периодов.
  • Менеджер по работе с партнерами. Получение данных о проектах и продуктах, предлагаемых бизнес-партнерами, определение максимально выгодных предложений и построение прогнозов по дальнейшему сотрудничеству.
  • Финансово-аналитический отдел. Здесь проводится аналитика отдельных проектов, определение материальных выгод и отсеивание потенциально убыточных направлений развития.
  • Отдел закупок. Оценка поставщиков компании по критерию цена/качество, формирование отчетностей о графике поставок, помощь в принятии решения о выборе партнеров при закупке партий товаров различного объема исходя из потенциального спроса.
  • Департамент стратегического планирования. Аналитика и имитационное моделирование по всем направлениям деятельности компании с целью закрытия заведомо убыточных проектов.
  • Отдел кадров. Производительность персонала компании, изменение бизнес-процессов с учетом повышения сотрудниками квалификации, прогнозы по оптимизации кадрового состава на определенный период деятельности.

В целом, СППР предлагают очень гибкую систему моделирования и взвешенного принятия решений, что важно в банковской сфере, связанной с оформлением потребительских и ипотечных кредитов.

Принцип работы ИСППР при оформлении кредитных продуктов

Это очень сложное направление деятельности, основными целями которого являются снижение кредитных рисков. При этом рассматривая заявки заемщиков, сотрудникам приходится решать огромное количество разноплановых задач, в которых приходится учитывать много непостоянных факторов.

В этом случае СППР помогают найти оптимальное решение. Система анализирует вероятность невозврата, обращаясь к единой банковской базе данных, учитывая при этом прецеденты, характерные для конкретного клиента. При построении имитационной модели используются нейронные сети с инструментами нечеткой логики, что позволяет принимать верное решение, не имея полной информационной базы данных.

При одобрении кредита, системы поддержки принятия решений используются по следующему принципу:

  • Заявка принимается сотрудником банка, и в процессе ознакомительной беседы и приема заявления, СППР проводит поиск заемщика в базе прецедентов;
  • Если данные по прецедентам отсутствуют, выполняется экспресс-анкетирование для получения вводной информации;
  • Проводится оценка платежеспособности клиента на основании суммы займа, сроков погашения и процентной ставки;
  • Формализуется модель заемщика, где учитываются источники дохода, формы налогообложения, риски лишиться трудовой занятости;
  • На основании кредитной ситуации проводится повторный поиск в базе прецедентов, в ходе которого проводится экспертная оценка попарного сравнения.

На основании обработанных параметров, находится риск кредитования и определяется вероятность невозврата оформленного займа. Сгенерированное решение показывает банковскому работнику практические выгоды и вероятные риски при работе с данным клиентом. При этом кредитный менеджер обычно может добавлять дополнительные вводные и запускать повторную проверку. Устанавливаются такие СППР на конечные устройства, находящиеся на рабочих местах сотрудников.

Преимущества использования FIS Системы поддержки принятия решений

Это инновационное программное решение, минимизирующее риски при выдаче кредитных продуктов физическим и юридическим лицам.

После развертывания система четко разграничивает процессы обработки заявок в зависимости от специализации сотрудников. В процессе рассмотрения заявок клиенты сразу делятся на три категории:

  1. С повышенным кредитным риском – переадресовываются более квалифицированным специалистам;
  2. С залогом – требует проведения выездной оценки ликвидности залогового имущества;
  3. С плохой кредитной историей – проводится параллельная проверка по нескольким базам данных.

В результате комплексно оцениваются риски по каждому заемщику и осуществляется грамотный подбор индивидуального кредитного менеджера, за которым остается принятие окончательного решения.

После интеграции FIS Система банковского скоринга предлагает такие возможности:

  • Четкое администрирование с разграничением прав доступа;
  • Работа с черными списками;
  • Возможность отправки ручных и автоматических запросов во внешние базы данных;
  • Интеллектуальный поиск совпадений по другим заявкам;
  • Единое окно верификации.

Приложение работает на FIS Platform, что обеспечивает высокоэффективную прототипизацию СППР и удобную кастомизацию с гибкой настройкой системы для нужд конечных пользователей.